для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]
Тот факт, что права потребителей находятся под надёжной защитой, весь мир отмечает 15 марта. Дата Всемирного дня защиты прав потребителей была выбрана в соответствии с днём, в который Дж. Ф. Кеннеди в 1962 году, выступая в Конгрессе, ввёл билль, где сформулировал главные права, ставшие основными — на безопасность, информацию и выбор, а также право быть услышанным. Международное сообщество начало отмечать праздник с 1983 года. Россия закрепила его внутренний статус соответствующим законом в 1992 году.
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).
История развития института защиты прав потребителей в России
«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).
Основные права потребителя
15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
- Право на информацию.
- Право на безопасность.
- Право на выбор.
- Право быть услышанным.
- Право на возмещение ущерба.
- Право на потребительское образование.
Всемирная организация союзов потребителей дополнила список прав потребителей:
- Право на удовлетворение базовых потребностей.
- Право на здоровую окружающую среду.
Эти законы регулируют различные вопросы, связанные с отношениями между самими потребителями и исполнителями работ, изготовителями и продавцами, устанавливают права на получение их в качественном и, что немаловажно, безопасном для жизни и здоровья исполнении, регламентируют сам механизм их защиты.
Законодательство
ЗАКОН РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
Для вас, потребители!
Полезная информация о правах потребителя