Сталинградская битва


для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]

1

1Золототрубов, Александр Михайлович. Зарево над Волгой: ист.роман / А. М. Золототрубов. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. — 510 с.

Новый роман современного писателя А. Золототрубова посвящён одному из важнейших сражений Великой Отечественной войны. Автор подробно рассказывает о событиях на Волге с лета 1942 года до зимы 1943. На основе многочисленных документов и воспоминаний участников боев он раскрывает обстановку того трудного времени.

2СТАЛИНГРАДСКАЯ ЭПОПЕЯ. — М.: ЗВОННИЦА-МГ, 2000. — 496 С.

В сборнике, посвященном Сталинградской битве, публикуются материалы двух оперативно-чекистских подразделений НКВД СССР: Управления Особых отделов и военной контрразведки и цензуры. Недавно рассекреченные документы воссоздают достоверную картину состояния двух противоборствовавших сил — Красной Армии и вермахта. В динамике прослеживаются настроения не только военнослужащих, но и различных групп населения, их ожидания и поведение в экстремальных условиях военного времени. Публикуемые материалы позволяют убедительно опровергнуть утверждения немецких генералов, пытавшихся в своих мемуарах переосмыслить значение эпохальной битвы на Волге.

3ДРАБКИН А. СТАЛИНГРАД:ОТКРОВЕНИЯ ВЫЖИВШИХ / А. ДРАБКИН. — М.: ЯУЗА.ЭКСМО, 2013. — 288С.

К 70-летию Сталинградской битвы! Дань памяти тех, кто выполнил сталинский приказ «Ни шагу назад!», выстояв под сокрушительными вражескими ударами, кто сдержал клятву «За Волгой для нас земли нет!» и совершил невозможное, сломав хребет «непобедимому Вермахту», кто выжил «в окопах Сталинграда», чтобы рассказать о решающем сражении Великой Отечественной. Их живые голоса, их «окопную правду» вы услышите в этой книге:

«Человек в Сталинграде жил три дня максимум. Я не успевал даже познакомиться с новыми танковыми экипажами, как они гибли. И мы, и немцы осатанели до такой степени, что, казалось, с обеих сторон воюют смертники, мечтающие побыстрей отправиться на тот свет…»

4БИВОР, ЭНТОНИ. СТАЛИНГРАД: ПЕР. С АНГЛ. / Э. БИВОР. — Смоленск: РУСИЧ, 1999. — 446 с.

Сталинградская битва – наиболее драматический эпизод Второй мировой войны, её поворотный пункт и первое в новейшей истории сражение в условиях огромного города. «Сталинград» Э. Бивора, ставший бестселлером в США, Великобритании и странах Европы, – новый взгляд на события, о которых написаны сотни книг. Это – повествование, основанное не на анализе стратегии грандиозного сражения, а на личном опыте его участников – солдат и офицеров, воевавших по разные стороны окопов. Авторское исследование включило в себя солдатские дневники и письма, многочисленные архивные документы и материалы, полученные при личных встречах с участниками великой битвы на Волге.

5Бондарев Ю.В. Горячий снег: роман / Ю.В. Бондарев. — М.: Сов. писатель, 1971. — 415 с.

Роман «Горячий снег», повесть «Последние залпы» занимают видное место в ряду произведений выдающегося прозаика Юрия Васильевича Бондарева. В них — личный опыт автора, офицера-артиллериста, прошедшего Великую Отечественную войну, попавшего под Сталинград сразу же после окончания курсантского училища. Основная тема и пафос военных произведений Юрия Бондарева — цена и смысл человеческой жизни, которую его герои отдают на войне во имя Победы, защиты Родины.

6Пикуль, Валентин Саввич. Барбаросса: роман / В. С. Пикуль. — М.: Вече: АСТ, 2001. — 608 с.

Сталинград – это не просто город на Волге , символ нашей Победы. Это еще и главный военно-политический фактор Второй мировой войны; его влияние сказалось на всем ходе истории человечества. Героической и трагической Сталинградской битве посвящен роман-размышление «Барбаросса» – первый том последней, незавершенной дилогии «Площадь Павших борцов» Валентина Пикуля. Написать второй том автор не успел – здоровье оказалось подорванным многолетней работой на износ. Валентин Саввич честно признавался, что не считает себя вправе приглашать читателей в «окопы Сталинграда», ибо сам в них не бывал. Но как сын героя Сталинграда, как писатель-историк и участник войны (соловецкий юнга) он не мог пройти мимо грандиозных событий на великой русской реке.

7Некрасов В.П. В окопах Сталинграда: повесть / В.П. Некрасов ; предисл. В. Кардин ; худож. С. Раев. — М.: ПАНОРАМА, 2000. — 512 С.

Повесть В.П.Некрасова (1911-1987) — одно из лучших произведений о войне, впечатляющий рассказ о том, что ему довелось пережить на фронте. После поражения наших войск под Харьковом и отступления полк лейтенанта Керженцева оказывается в Сталинграде, где в сентябре-ноябре 1942 года происходят решающие события в битве за город. В сборник, кроме повести, написанной в 1946 году, вошли также рассказы «Сенька» и «Рядовой Лютиков».

8Симонов К. М. Повести / Константин Симонов. — Москва: Советская Россия, 1984. — 464 с. — (Дни и ночи)

Повесть К. Симонова «Дни и ночи» рассказывает о событиях 1942 года. В армию защитников Сталинграда вливаются новые части, переброшенные на правый берег Волги. Среди них находится батальон капитана Сабурова. Сабуровцы яростной атакой выбивают фашистов из трех зданий, вклинившихся в нашу оборону. Начинаются Дни и ночи героической защиты домов, ставших неприступными для врага… «…Двадцать с лишним лет назад, в ходе работы над трилогией «Живые и мертвые», я задумал еще одну книгу — из записок Лопатина, — книгу о жизни военного корреспондента и о людях войны, увиденных его глазами», — писал Константин Симонов. Так появилась повесть «Двадцать дней без войны», а впоследствии знаменитый одноименный фильм А. Германа с Л. Гурченко и Ю. Никулиным в главных ролях. Фронтовой журналист Лопатин награжден отпуском «за Сталинград» — 20 дней без войны, за которые герой успевает прожить целую жизнь: он встречает настоящую любовь, по его военным очеркам снимают фильм.

9Гроссман В.С. Жизнь и судьба: Роман. в 2-х томах. / В.С. Гроссман. — М.: Известия, 1990.

Роман «Жизнь и судьба» стал самой значительной книгой В. Гроссмана. Он был написан в 1960 году, отвергнут советской печатью и изъят органами КГБ. Чудом сохраненный экземпляр был впервые опубликован в Швейцарии в 1980, а затем и в России в 1988 году. Писатель в этом произведении поднимается на уровень высоких обобщений и рассматривает Сталинградскую драму с точки зрения универсальных и всеобъемлющих категорий человеческого бытия. С большой художественной силой раскрывает В. Гроссман историческую трагедию русского народа, который, одержав победу над жестоким и сильным врагом, раздираем внутренними противоречиями тоталитарного, лживого и несправедливого строя.