для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]
СВЯТКИ — то-то радость !
Переход от старого года к новому на Руси издавна знаменовался Святками — самым любимым и веселым праздником. Эти двенадцать дней — от рождественского сочельника до Крещения Господня (19 января по новому стилю) — в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены великими событиями Рождества Христова и называются Святками.
Главная роль «внутри» Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году (Васильев день) и Крещению, которые как бы делили праздники на две части — «святые вечера» и «страшные вечера», каждая со своими традициями и забавами.
Коляда, коляда, пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,
Счастья вам желаем!
Коляда, коляда, вам – забава, нам – еда.
Не скупитесь, поделитесь, вот мешок – пирог – сюда!
На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни. Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего. А если вы хотите, чтобы в доме всегда царили мир и любовь, тогда говорите друг другу ласковые и нежные слова в течение всей недели.
Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием.
Святки — пора неуемного веселия, шуток, забав и всеобщей радости! Время подарков и взаимных угощений!
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Особенно следилось за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни.
В первый день навещали родителей и родных,
еще нужно было молиться об усопших, ведь в это время их души рядом с нами, стоять службу в церквях, заказывать панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники. А за праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году.
Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий — сирот, четвертый — заключенных. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. Рассказывают, что в древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Только после того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
В первый святочный день нужно стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. С гоготом и свистом впрягались они в телегу, в которую сажали набитую соломой тряпичную куклу – Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Вся, так называемая, культурная программа праздника, состояла из всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.
Зимние святки начинались с колядования.
Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень — мифологические персонажи песен — должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежь или детьми с колядками -незамысловатыми песенкими. Подобные обходы в течение святок проводились трижды:в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
«Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла..»
Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Закончив петь, калядующие получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу и представляли ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.
Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). «Страшные вечера» считались в народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.
Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым годом, а также связано с представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
В старину русские верили, что радость от прибавления тепла , увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть.
А поскольку святки, по народному поверью, — время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек.
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
Причем, Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.
«Высший свет» также радосто предавался народным забавам, внося в них изящество и шарм. Также в это время устраивалсь многочисленные балы, особенно Балы-маскарады. Немного позднее зародилась традиция благотворительных балов.
Заметим, что дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные святочные рассказы, рассказывали о благотворительности, о тех, кто нуждается в заботе и участии. (Причем, писать о гаданиях и прочих вещах считалось плохим тоном)
Вот пример бесхитростного литературного произведения неизвестного автора, соответствующий основному настрою этих дней:
«Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество…
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество:
«Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет, поделится с бедным
И назовет его братом своим!
Так окажите же, други, участье:
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело — великое счастье.
Это — святое души торжество!»
Еще Святки — это время любимых зимних забав — катаний на санях и тройках,коньках и лыжах. Время строительства снежных крепостей, игры в снежки. Веселые святочные дни ассоциируются со смеющимися румяными лицами, смехом, незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.