Указ о предъявлении QR-кодов обязателен для всех

для слабовидящих:[ A+ ] /[ A- ]


Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах

Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах

Комитет Государственной думы про безопасности и противодействию коррупции предложил внести законопроект о праве регионов вводить QR-коды для доступа в общественные места в повестку декабрьской сессии ГД. Эту новеллу вместе с законопроектом-спутником о регулировании на транспорте правительство внесло в Госдуму вечером 12 ноября. Опрошенные Право.ru юристы отмечают, что новые нормы призваны придать больше веса уже вводимым в регионах ограничениям, но вопрос об их соответствии Конституции по меньшей мере неоднозначен.

Все указанные в них меры касаются только граждан, достигших 18 лет.

QR-коды по всей стране и единые «правила игры»

Законопроект № 17357-8 позволяет региональным властям устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов. Для этого потребуется QR-код о вакцинации, официальное подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест. Предъявить код можно в том числе и на бумажном носителе, такие документы будут выдавать в МФЦ. Как будут посещать такие места иностранцы, которые не могут получить QR-код, решит Главный санитарный врач России.

Судьбу российских граждан, сделавших иностранную прививку, законопроект не проясняет. Но пока они не признаются в РФ. Первый шаг сделали в Ленобласти, где 1 ноября разрешили посещать музеи и театры по зарубежным QR-кодам.

Решение, для каких конкретно мероприятий и мест будет действовать такой пропускной режим, смогут принять власти субъекта в зависимости от ситуации с COVID-19.

Сейчас власти субъектов уже установили требования предъявлять QR-коды для подтверждения вакцинации при посещении определенных общественных мест, причем правила разные в разных регионах и меняются в зависимости от эпидемической обстановки. В Москве, например, они с 28 октября нужны для посещения театров и музеев. Зампред правительства Татьяна Голикова подчеркнула, что новая норма позволит руководителям всех регионов «принять однозначные, понятные населению правила».


Государственно-правовой комитет Тульской области разъяснил, почему Указ о предъявлении QR-кодов обязателен для всех:

«Введение дополнительных мер, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области, обусловлено распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области, опасной как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. При этом обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования. Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которой государство не вправе.

Часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации гласит, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в нашей стране согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

При этом, согласно части 3 указанной статьи осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. И, как следствие, ставить под угрозу важнейшие конституционные ценности — человека и человеческую жизнь).

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для реализации указанного права в Российской Федерации должны приниматься необходимые меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Отношения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон № 68-ФЗ), Законом Тульской области от 2 февраля 1998 года № 75-ЗТО «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области» (далее — Закон Тульской области № 75-ЗТО).

Федеральным законом № 68-ФЗ распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, четко и однозначно названо причиной возникновения чрезвычайной ситуации. При распространении такого рода заболевания органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (подпункты «м» и «у» пункта 1 статьи 11).

Введение подобного рода ограничений направлено прежде всего на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих граждан, обязанных соблюдать этот режим, так и других лиц.

В соответствии со статьей 8−1 Закона Тульской области № 75-ЗТО, закрепляющей полномочия губернатора Тульской области, губернатор Тульской области принимает нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также установить в случае необходимости особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности.

Постановлением правительства Тульской области от 16.03.2020 № 112 «О введении режима повышенной готовности» в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области с 18.00 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.

В целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области принят Указ губернатора Тульской области от 15.06.2021 № 62 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» (далее — Указ № 62) действующий по настоящее время.

Данным правовым актом были установлены особенности доступа граждан в определенные организации с использованием соответствующих QR-кодов, что представляет собой временную административно-правовую меру, направленную на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Тульской области и, тем самым, на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией РФ прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории региона.

Таким образом, указанные Постановление № 112 и Указ № 62 приняты в пределах полномочий, предусмотренных в ст. ст. 4.1, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и не противоречат Конституции РФ.

https://myslo.ru/news/tula/2021-11-16-pochemu-bez-qr-koda-v-tc-nel-zya-raz-yasnenie-pravitel-stva-tul-skoj-oblasti